Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС

Автор
  1. Вид проекта: Практико-ориентированный

Основания для разработки проекта Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21.12.2012г.;

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

«Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

  1. Цель проекта

Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; формирования привычки здорового образа жизни; разработка и внедрение в практику новых форм взаимодействия педагогов и родителей в  вопросах укрепления здоровья дошкольников.

  1. Задачи проекта
  2. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
  3. Разработать методические материалы для педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и детьми с целью охраны и укрепления здоровья детей.
  4. На основе проведенных диагностических исследований выявить эффективность разработанного проекта.
  5. Сроки реализации проекта   сентябрь  — август .
  6. Участники проекта: дети, родители, педагоги.
  7. Образовательная область: физическое развитие
  8. Актуальность проекта:

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является формирование у детей культуры здоровья, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) , «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Здоровье — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей. Современная система дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Исходя из этого в ФГОС дошкольного образования сотрудничество с семьей рассматривается как основной принцип дошкольного образования и направлен на решение следующих задач:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Многие родители сегодня, выбирая дошкольную организацию, исходят из сектора предоставляемых образовательных услуг, их качества, доверяя педагогам решать образовательные задачи своего ребенка. В отличии от общественных институтов воспитания семья удовлетворяет потребности ребенка в интимно-личностном общении с родными, психологическим механизмом которого является сопричастное переживание. Анализ практики свидетельствует, что повышение компетентности родителей чаще сводится к теоретической подготовке родителей в вопросах воспитания детей, но этого недостаточно. Повышение компетентности родителей должно быть ориентированно на запрос самих родителей, уровень их психолого- педагогической культуры, рефлексией потребностей ребенка.  Задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

  1. Предполагаемые результаты:
  • Конспекты образовательной мероприятий по взаимодействию с родителями и детьми с целью охраны и укрепления здоровья.
  • Повышение уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
  • Повышение уровня физического и психического здоровья детей.
  1. Теоретическое обоснование проекта.

Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС.

Семья —  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы. В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Произошли значительные изменения в воспитательно-образовательных моделях семьи и дошкольных образовательных организациях. Дошкольники недостаточно общаются и со своими родителями в связи с их занятостью на работе.  Вместе с тем, много времени проводят дети за компьютерными играми, просмотром теле- и видео — фильмов, что способствует ограничению движений. В условиях   гиподинамии и разобщенности с родителями и сверстниками, где развивается ребенок, происходит ухудшение его физического и психического здоровья, а также снижается уровень его функциональных возможностей и резервов. Важно обеспечить каждому ребенку особое внимание и заботу в сохранении и укреплении его здоровья. При этом необходимо отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка и его развитием. Согласно Федеральному Закону № 273 «Об образовании в РФ» (принятому Гос. Думой РФ 21 декабря 2012г.) главным воспитателем ребенка являются родители, и как первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) закладываются в семье. В связи с этим возникает необходимость  по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ  с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка.  Актуальность  и важность данной темы обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны — уникальностью детства, как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, где общение со взрослым носит личностно-развивающий характер. С другой  стороны — отмечаются  неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются не только макро-факторы (неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка), но и микро-факторы (некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни, как родителей, так и детей). Возникает необходимость совершенствования подходов к взаимодействию ДОУ с семьей, поиска вариативных форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей по организации условий для формирования основ охраны и укрепления здоровья детей.

 

  • Анализ общеобразовательных программ дошкольного образования по взаимодействию с родителями в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Были проанализированы основные (комплексные) и специализированные (парциальные)  программы дошкольного образования с целью определения в них целей и задач, содержания и форм взаимодействия детского сада с семьей по формированию культуры здоровья.

  1. От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В данной программе имеется раздел «Работа с родителями». Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей:

  • знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей;
  • информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей

на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте;

  • образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки);
  • совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Представлено содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.

  1. Раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье

ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый

вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и

мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,

  1. Раздел «Физическая культура»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку);  стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки,  фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств,

воспитания потребности в двигательной деятельности. Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической

культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

  1. «Успех». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Содержание психолого-педагогической работы направлено на формирование физической культуры детей дошкольного возраста, культуры здоровья, первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Самые значимые и близкие люди для ребёнка — это его родные, семья. От того, насколько тесными и доверительными будут отношения между ДОО и семьей ребёнка, во многом зависит эффективность освоения им Программы. «Успех» — Программа сотрудничества семьи и ДОО. Один из основных принципов её построения — комплексно-тематический, или событийный, предполагает: с одной стороны, включённость ребёнка в событийную основу жизни ближайшего социума, ДОО, собственной семьи (празднование значимых событий и подготовка к ним — объединяющее начало); с другой стороны, включённость родителей в событийную основу реализации Программы (родители охотно участвуют в том, что им понятно, близко, что позволяет поддерживать сложившиеся традиции и «времён связующую нить»).
  2. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой и др.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

В программе имеется раздел «Детский сад и семья»,  в котором раскрывается практика взаимодействия педагога с родителями детей по возрастным группам.

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

Для каждого возраста определены приоритетные задачи и направления взаимодействия педагога с семьями дошкольников. На первое место поставлены задачи: познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

Взаимодействие педагога с родителями строится по направлениям:

  1. Педагогический мониторинг. В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезки времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели: эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым, эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком, особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении, особенности воспитательной тактики родителя, типичная позиция, которую занимает каждый в общении, возникающие трудности общения.
  2. Педагогическая поддержка. Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в младшем дошкольном возрасте — организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.
  3. Совместная деятельность педагогов и родителей. Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми — сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.
  4. Педагогическое образование родителей. Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы. Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей. Особенно важно вызвать у родителей дошкольников интерес к вопросам здоровья ребенка, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе бесед воспитатель подводит родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.

Обзор парциальных и авторских программ по теме.

  1. Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Авторская программа «Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада», посвященная воспитанию у дошкольников ценностных ориентиров в процессе взаимодействия семьи и детского сада. Программа создана коллективом Центра развития ребенка — детского сада № 2374 «Родничок» при научно-методической поддержке Московского гуманитарного педагогического института.

На родителях лежит особая, профессиональная роль воспитателя, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия формирования ценностных ориентаций, характер и перспективы развития личности и формирования основ культуры у ребёнка. При этом превращение социальной роли воспитателя своих детей в педагогическую роль затрудняется специфическими сложностями передачи элементов человеческой культуры. Помочь преодолеть эти трудности может целенаправленно организованное взаимодействие семьи и детского сада.

В программе представлены концептуальные основы взаимодействия педагогов, детей и родителей; цели, задачи и принципы, механизмы и направления совместной деятельности, связанные с воспитанием ценностных ориентиров содружества детей и взрослых.

В качестве таких ориентиров выступают ценности здорового образа жизни, система социально-нравственных ценностей, эстетических ценностей и ценностей познания. Авторами разработана предметно — средовая модель поддержки взаимодействия воспитанников дошкольных учреждений, родителей и педагогов.

В программе описано тематическое планирование взаимодействия, его содержание, формы и методы работы с детьми и родителями, в частности циклы семейных гостиных и занятий детско-родительского клуба.

Содержание программного материала подобрано по тематическим блокам:

  1. «Мой мир и моя судьба»
  2. «Семейные традиции»
  3. «Годовой цикл праздников»
  4. «Святые наши имена»
  5. «Прогулки в Царицыно»
  6. «Мы едем смотреть Родину»
  7. «Общечеловеческие ценности»

Содержание программы распределено на содержание работы с детьми и работы с родителями.

Эффективность работы оценивается с помощью системы мониторинга:

  • психолого-педагогическая диагностика сформированности ценностных ориентиров;
  • мониторинг социально-нравственной и патриотической воспитанности;
  • мониторинг педагогической культуры и компетентности родителей и сотрудников детского сада;
  • анкетирование родителей на предмет удовлетворённости результатами взаимодействия с детским садом.
  1. О. И. Давыдова, А. А. Майер. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями

В пособии раскрыты особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей с позиции компетентностного подхода. Представлен критический анализ возможностей традиционных форм работы с семьями воспитанников, разработаны ориентиры интенсификации и повышения эффективности в работе с семьей.

Компетентностный подход проектирует оптимальное взаимодействие в системе «педагоги-родители-дети»:

— на семьи воспитанников: через ребёнка, коллектив педагогов, другие семьи, социум в целом;

— на ребёнка: через отдельную семью, семьи воспитанников, коллектив педагогов, сообщество сверстников, социум;

— на педагогов: через отдельную семью, семьи воспитанников, ребёнка, детское сообщество.

В качестве перспектив работы с семьями выделяют два направления:

  1. Преодоление противоречий – формализма, кризиса доверия, внешней активизацией работы с семьей, несовпадение позиций ( нет общей цели в воспитании детей);
  2. Формирование новой философии работы с семьёй, направленной на перестройку несоответствия потребностей и возможностей детского сада и семьи.

Содержание работы с семьей направлено на формирование у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития.

Особое внимание отводится интеракции как ведущему направлению в расстановке акцентов сотрудничества педагогов и родителей (мастер-классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультирование специалистов, практикумы-семинары и т.д.)

В главе 4 представлены традиционные технологии работы ДОУ с семьей под углом компетентностного подхода.

Данное пособие позволяет по – новому взглянуть на процесс взаимодействия ДОУ и семьи с позиции равноправных, паритетных и равноактивных отношений, в которых чётко определены позиции участников воспитания детей:

— детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;

— родители являются первыми педагогами ребёнка.

  1. Майданкина Н.Ю. Палитра: взаимодействие сельского малокомплектного детского сада с социальными партнёрами: методическое пособие.

В программе раскрыты принципы взаимодействия сельского малокомплектного детского сада с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнёрства (открытость, культурологический принцип, средовой, принцип сотрудничества, системности региональный подход,).

Цель – создание условий для функционирования открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценное гармоничное психическое и духовное развитие ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста по основным направлениям развития: социально-личностному, физическому, познавательно-речевому, художественно-творческому.

Представлено содержание, формы и методы взаимодействия сельского малокомплектного детского сада с социальными партнёрами:

  • Сотрудничество со спортивно-оздоровительными учреждениями;
  • Сотрудничество с творческим муниципальным объединением;
  • Сотрудничество с родителями воспитанников.

Представлен диагностический комплекс для организации взаимодействия сельского малокомплектного детского сада с социальными партнёрами:

— методика обследования социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста;

— методика диагностики родителей воспитанников в процессе взаимодействия с сельским малокомплектным детским садом;

— методика диагностики педагогов дошкольного учреждения для организации взаимодействия сельского малокомплектного детского сада с учреждениями и родителями в рамках социального партнёрства.

Представлена программа «Колокольчик», идея которой открытость дошкольного образовательного учреждения для создания единого образовательного пространства детства, обеспечивающего полноценное гармоничное психическое и духовное развитие ребёнка в условиях сельского малокомплектного детского сада. Даны образовательные материалы для работы с родителями.

Таким образом, содержание базовых и парциальных общеобразовательных программ дошкольного образования решает задачи физического развития дошкольников, формирования у них культуры здорового образа жизни, а также решаются задачи педагогического просвещения родителей по данной проблеме. Для передачи знаний детям и родителям используются традиционные формы и методы взаимодействия, что не в полной мере соответствует

Инновацией данного проекта является единство и координация усилий всех участников образовательного процесса к воспитанию подрастающего поколения и использование активных форм их взаимодействия (совместные спортивные праздники, соревнования, мастер-классы, практикумы, тренинги), а также использование информационно-коммуникационных технологий, что позволяет воздействовать на сознание, чувства и поведение родителей и способствует повышению компетентности родителей.

  1. Методика обследования

Обследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР – детского сада № 242 «Садко» . В эксперименте приняли участие                      воспитанника старших и подготовительных к школе групп.

Цель:

  1. Выявить уровень физической подготовленности детей.
  2. Выявить уровень представлений детей о здоровом образе жизни.
  3. Выявить уровень компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Для выявления уровня физической подготовленности детей и уровня представлений детей о здоровом образе жизни проводилась комплексная диагностика по определению уровня развития основных движений воспитанников и формирования начальных представлений о здоровом образе жизни

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  1. Знает о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
  2. Знает о значении двигательной активности в жизни человека.
  3. Умеет использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
  4. Знаком с понятием «активный отдых».
  5. Знает о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
  6. Знает о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Физическое развитие

  1. Определение степени владения правильной ходьбой
  2. Обследование бега: 30м (со старта)

Средние показатели скорости бега на 30 м (со старта)

(данные Е.Н. Вавиловой)

 

Возраст 7 лет
мальчики 6.43 – 6.57
девочки 6.93 – 7.07

 

  1. Обследование выполнения прыжка: в длину с места

Уровень развития прыжка в длину (с места)

(данные Е.Н. Вавиловой)

 

Возраст 7 лет
мальчики 87,7 – 118,5
девочки 84,8 – 112,2

 

  1. Выявление уровня развития метания на дальность

Средние показатели дальности метания малого мяча, м

(данные Л.И. Пензулаевой)

 

Возраст 7 лет
мальчики 10.2 – 16.2
девочки 5.5 – 8.5

 

Оценка результатов:

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (баллах):

1 балл – знания, умения, навыки слабо сформированы.

2 балла – знания, умения, навыки сформированы частично.

3 балла – знания, умения, навыки хорошо сформированы.

Результаты обследования заносятся в таблицу, подсчитывается общее количество баллов.

 

Фамилия, имя ребенка Представления о здоровом образе жизни Физическая культура Уровень развития
Ходьба Бег 30м Прыжки в длину с места Метание  мяча на дальность
1 2 3 4 5 6
1
2

 

Интерпретация полученных данных:

Низкий уровень – от 10 до 14 балла

Средний уровень – от 15 до 24 баллов

Высокий уровень – от 25 до 30 баллов

С целью определения уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей проведено анкетирование, участниками которого стали родители воспитанников нашего учреждения.

В ходе анкетирования  родителей нас интересовало:

  1. Как они оценивают здоровье ребенка?
  2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей?
  3. Что (или кто) является источником получения информации о возможностях физического, психического развития и оздоровления ребенка?
  4. Каков образовательный запрос родителей в данной области.

 

  1. Входная диагностика
  2. Результаты диагностики физического развития показали, что 12 % детей имеют низкий уровень развития основных видов движения, у 68 % детей был средний уровень и у 20 % высокий уровень.

Рисунок 1

Уровень развития интегративного качества «Физическое развитие»

на начало учебного года

 

 

 

 

  1. Результаты диагностики представлений детей о здоровом образе жизни показали, что 10 % детей имеют низкий уровень, у 83 % детей был средний уровень и у 7 % высокий уровень.

Рисунок 2

Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни

на начало учебного года

 

 

 

 

  1. Анализ ответов родителей показал, что 56% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее. Оценка родителей иногда не совпадает с реальным положением дел. Основными причинами заболеваний ребенка родители считают «слабый иммунитет» и «адаптацию к дошкольному учреждению». Среди других причин заболеваний мы увидели такие, как «переохлаждение на прогулке», «недостаточную закаленность ребенка», «контакты с больными», «сквозняки», что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями.

Анализ показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. Кроме того, мы не увидели должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, что, безусловно, является не менее важными условиями, определяющими здоровье ребенка-дошкольника.

Таким образом, дошкольная организация должна объединить и обеспечить взаимодействие всех субъектов образования с позиции компетентностного подхода. Это новый уровень отношений родителей и педагогов, который характеризуется активностью семьи, проявлением сознательной позиции родительства, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Взаимодействие с родителями должно способствовать

  1. Обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи.
  2. Повышению компетентности родителей.
  3. Оказанию помощи семье в воспитании и образовании ребенка.
  4. Привлечению родителей к участию в образовательной деятельности ДОО.

13.Направления работы, этапы, планирование

№ этапа Основные направления деятельности Сроки Ответственные
1

Э
Т
А
П

1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.

2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с родителями.

 

сентябрь Заместитель заведующей по УВР, инструкторы по физическому воспитанию, воспитатели
2

Э
Т
А
П

1. Разработка методических материалов для педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и детьми с целью охраны и укрепления здоровья.

2. Апробация методических материалов

октябрь

— май

Заместитель заведующей по УВР, инструкторы по физическому воспитанию, воспитатели.
3

Э
Т
А
П

3. Обработка и оформление материалов педагогического проекта.

4. Оценка эффективности реализации

педагогического проекта.

 

июнь

 

Заместитель заведующей по УВР, инструкторы по физическому воспитанию, воспитатели.

 

  • Описание работы.

Взаимодействие ДО с семьёй по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое.

Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличии у родителей необходимых педагогических знаний. С учётом полученных данных планировалось дальнейшее грамотное общение с родителями. Нами использовались такие формы работы как анкетирование, наблюдение, беседа.

  1. Образовательное (познавательное) направление.

Образовательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, знакомить с методами и приёмами воспитания.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации, семинары и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение: это общение на основе диалога, открытости, искренности.

  1. Информационное направление включает формы работы, демонстрирующие условия, содержание и методы воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов и учреждения в целом.

Значимость взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и образования дошкольников осуществляется через  газету  детского сада под  названием «Садко». В процесс создания газеты включены все участники образовательного процесса. Освещается информация о прошедших мероприятиях, специалисты освещают вопросы, актуальные на данный момент, родители делятся своим опытом.

  1. Интерактивное (досуговое) направление включает в себя формы работы, призванные устанавливать тёплые неформальные отношения между родителями, педагогами, детьми. Многие спортивные мероприятия стали традиционными в нашем учреждении. Ведь традиции способствуют развитию чувства сопричастности, помогают ребенку освоить ценности коллектива.

План взаимодействия с родителями

Формы работы Цель мероприятия Сроки Ответственные
1 1.Анкетирование

родителей.

2.Анкетирование детей.

Выявление категорий

семей и определение направлений

дальнейшей работы

Сентябрь Зам. зав. по УВР

Педагог -психолог

Воспитатели

2 Семинар-практикум для родителей по теме «Здоровое питание детей» (приложение 1)

 

Формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

 

Октябрь Воспитатель
3 Спортивный праздник, посвящённый дню пожилого человека «Супер-бабушки» (приложение 2) Пропаганда здорового образа жизни и спорта для людей любого возраста;

формирование доброго, уважительного отношения к старшему поколению.

Октябрь Воспитатели

Инструктор по

Физическому воспитанию

4 Физкультурный досуг для родителей и детей «Путешествие по радуге здоровья» (приложение 3) Формировать у детей и родителей осознанное отношение к здоровому образу жизни, воспитывать потребность в сохранении и укреплении здоровья. Ноябрь Воспитатель
5 Мастер-класс «Каждый ребенок может многого достичь»

(приложение 4)

Познакомить родителей с эффективными способами взаимодействия с детьми при формировании адекватной самооценки ребенка. Ноябрь Педагог-психолог
6 Спортивный праздник «Зимушка-зима» (приложение 5)

 

Укрепление внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков совместного проведения семейного отдыха в активной форме. Декабрь Воспитатели

Инструктор по

Физическому воспитанию

7 Семинар-практикум «Народная подвижная игра как средство здоровьесбережения и всестороннего развития детей» (приложение 6) Ознакомление родителей воспитанников с народной подвижной игрой, как средством укрепления и сохранения здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Январь Воспитатели
8 Спортивный праздник «Наши папы всех сильнее» (приложение 7) Укрепление внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков совместного проведения семейного отдыха в активной форме. Февраль Инструктор по

Физическому воспитанию

Воспитатель

 

9 Тренинг

«Воспитание без любви» (приложение 8)

 

Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Февраль Педагог-психолог
10 Спортивный праздник «Мамули- красотули» (приложение 9) Укрепление внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков совместного проведения семейного отдыха в активной форме. Март Инструктор по

Физическому воспитанию

11 Спортивный праздник «Папа, мама, я –спортивная семья» (приложение 10) Укрепление внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков совместного проведения семейного отдыха в активной форме. Апрель
12 Военно-патриотическая игра «Зарница» (приложение 11) Формирование личностных установок ребенка на здоровый образ жизни; укрепление резервов здоровья, физического и психического развития воспитанников; нравственно-патриотическое воспитание. Май Воспитатели

Инструктор по

Педагог-психолог

13 Дискуссия.

«Привычки наших детей» (приложение 12)

 

Актуализация проблемы и объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования у детей полезных привычек; формирование негативного отношения к вредным привычкам. Май Педагог-психолог
14 Игра — путешествие  ко Дню защиты детей – «Здоровое детство» (приложение 13)

 

Пропаганда здорового

образа жизни, приобщение семьи к

физкультуре и спорту, создать атмосферу всеобщего праздника, доставить радость детям и взрослым от совместной деятельности.

Июнь Воспитатели

Инструктор по

 

15 Мастер-класс по организации досуга для детей старшего дошкольного возраста и родителей

«Весёлые игры и затеи о здоровье для родителей и детей» (приложение 14)

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей и взрослых.
16 Спортивный праздник. Закрытие малых летних Олимпийских игр. (приложение 15) Повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых. Август Родительский

комитет

Инструктор по

физо

17 Выпуск тематических газет

Оформление развивающей физкультурно-оздоровительной среды.

Пропаганда здорового образа жизни В течение года Родители

Воспитатели

Инструктор по физо

 

  • Заключительная диагностика

Цель: оценка эффективности разработанных методических материалов, направленных на повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Задача: выявить динамику уровня физического развития детей, уровня представлений детей о здоровом образе жизни и уровень сформированности компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

На данном этапе использовался тот же диагностический материал.

Результаты итоговой диагностики:

Рисунок 3

Уровень физического развития на конечном этапе эксперимента

 

 

 

 

Рисунок 4

Уровень знаний детей о здоровом образе жизни на конечном этапе эксперимента

 

 

 

 

  • Сравнительный анализ результатов

Рисунок 5

Уровень физического развития

 

 

 

 

Рисунок 6

Уровень знаний детей о здоровом образе жизни

 

 

 

 

Таким образом, на контрольном этапе мы видим значительную динамику в физическом развитии детей и знаниях детей о здоровом образе жизни, что является следствием практической реализации знаний, полученных родителями в процессе реализации проекта.

Следовательно, применение данной методической разработки является эффективным.

  • Отчет по проекту

Разработаны методические материалы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Практическим путем доказана эффективность использования разработанного материала, что позволяет добиться высоких результатов:

  • Повышение уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
  • Повышение уровня физического и психического здоровья детей.
  1. Результат проекта

Конспекты мероприятий, направленные на повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *