- Вид проекта: Практико-ориентированный
Основания для разработки проекта Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21.12.2012г.;
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
«Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
- Цель проекта
Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; формирования привычки здорового образа жизни; разработка и внедрение в практику новых форм взаимодействия педагогов и родителей в вопросах укрепления здоровья дошкольников.
- Задачи проекта
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
- Разработать методические материалы для педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и детьми с целью охраны и укрепления здоровья детей.
- На основе проведенных диагностических исследований выявить эффективность разработанного проекта.
- Сроки реализации проекта сентябрь — август .
- Участники проекта: дети, родители, педагоги.
- Образовательная область: физическое развитие
- Актуальность проекта:
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является формирование у детей культуры здоровья, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) , «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Здоровье — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей. Современная система дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Исходя из этого в ФГОС дошкольного образования сотрудничество с семьей рассматривается как основной принцип дошкольного образования и направлен на решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Многие родители сегодня, выбирая дошкольную организацию, исходят из сектора предоставляемых образовательных услуг, их качества, доверяя педагогам решать образовательные задачи своего ребенка. В отличии от общественных институтов воспитания семья удовлетворяет потребности ребенка в интимно-личностном общении с родными, психологическим механизмом которого является сопричастное переживание. Анализ практики свидетельствует, что повышение компетентности родителей чаще сводится к теоретической подготовке родителей в вопросах воспитания детей, но этого недостаточно. Повышение компетентности родителей должно быть ориентированно на запрос самих родителей, уровень их психолого- педагогической культуры, рефлексией потребностей ребенка. Задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
- Предполагаемые результаты:
- Конспекты образовательной мероприятий по взаимодействию с родителями и детьми с целью охраны и укрепления здоровья.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
- Повышение уровня физического и психического здоровья детей.
- Теоретическое обоснование проекта.
Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС.
Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Произошли значительные изменения в воспитательно-образовательных моделях семьи и дошкольных образовательных организациях. Дошкольники недостаточно общаются и со своими родителями в связи с их занятостью на работе. Вместе с тем, много времени проводят дети за компьютерными играми, просмотром теле- и видео — фильмов, что способствует ограничению движений. В условиях гиподинамии и разобщенности с родителями и сверстниками, где развивается ребенок, происходит ухудшение его физического и психического здоровья, а также снижается уровень его функциональных возможностей и резервов. Важно обеспечить каждому ребенку особое внимание и заботу в сохранении и укреплении его здоровья. При этом необходимо отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка и его развитием. Согласно Федеральному Закону № 273 «Об образовании в РФ» (принятому Гос. Думой РФ 21 декабря 2012г.) главным воспитателем ребенка являются родители, и как первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) закладываются в семье. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка. Актуальность и важность данной темы обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны — уникальностью детства, как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, где общение со взрослым носит личностно-развивающий характер. С другой стороны — отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются не только макро-факторы (неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка), но и микро-факторы (некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни, как родителей, так и детей). Возникает необходимость совершенствования подходов к взаимодействию ДОУ с семьей, поиска вариативных форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей по организации условий для формирования основ охраны и укрепления здоровья детей.
- Анализ общеобразовательных программ дошкольного образования по взаимодействию с родителями в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Были проанализированы основные (комплексные) и специализированные (парциальные) программы дошкольного образования с целью определения в них целей и задач, содержания и форм взаимодействия детского сада с семьей по формированию культуры здоровья.
- От рождения до школы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В данной программе имеется раздел «Работа с родителями». Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей;
- информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей
на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте;
- образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки);
- совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Представлено содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.
- Раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый
вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,
- Раздел «Физическая культура»
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств,
воспитания потребности в двигательной деятельности. Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической
культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
- «Успех». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Содержание психолого-педагогической работы направлено на формирование физической культуры детей дошкольного возраста, культуры здоровья, первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Самые значимые и близкие люди для ребёнка — это его родные, семья. От того, насколько тесными и доверительными будут отношения между ДОО и семьей ребёнка, во многом зависит эффективность освоения им Программы. «Успех» — Программа сотрудничества семьи и ДОО. Один из основных принципов её построения — комплексно-тематический, или событийный, предполагает: с одной стороны, включённость ребёнка в событийную основу жизни ближайшего социума, ДОО, собственной семьи (празднование значимых событий и подготовка к ним — объединяющее начало); с другой стороны, включённость родителей в событийную основу реализации Программы (родители охотно участвуют в том, что им понятно, близко, что позволяет поддерживать сложившиеся традиции и «времён связующую нить»).
- Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой и др.
Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
В программе имеется раздел «Детский сад и семья», в котором раскрывается практика взаимодействия педагога с родителями детей по возрастным группам.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Для каждого возраста определены приоритетные задачи и направления взаимодействия педагога с семьями дошкольников. На первое место поставлены задачи: познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
Взаимодействие педагога с родителями строится по направлениям:
- Педагогический мониторинг. В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезки времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели: эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым, эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком, особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении, особенности воспитательной тактики родителя, типичная позиция, которую занимает каждый в общении, возникающие трудности общения.
- Педагогическая поддержка. Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в младшем дошкольном возрасте — организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.
- Совместная деятельность педагогов и родителей. Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми — сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.
- Педагогическое образование родителей. Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы. Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей. Особенно важно вызвать у родителей дошкольников интерес к вопросам здоровья ребенка, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе бесед воспитатель подводит родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.
Обзор парциальных и авторских программ по теме.
- Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Авторская программа «Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада», посвященная воспитанию у дошкольников ценностных ориентиров в процессе взаимодействия семьи и детского сада. Программа создана коллективом Центра развития ребенка — детского сада № 2374 «Родничок» при научно-методической поддержке Московского гуманитарного педагогического института.
На родителях лежит особая, профессиональная роль воспитателя, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия формирования ценностных ориентаций, характер и перспективы развития личности и формирования основ культуры у ребёнка. При этом превращение социальной роли воспитателя своих детей в педагогическую роль затрудняется специфическими сложностями передачи элементов человеческой культуры. Помочь преодолеть эти трудности может целенаправленно организованное взаимодействие семьи и детского сада.
В программе представлены концептуальные основы взаимодействия педагогов, детей и родителей; цели, задачи и принципы, механизмы и направления совместной деятельности, связанные с воспитанием ценностных ориентиров содружества детей и взрослых.
В качестве таких ориентиров выступают ценности здорового образа жизни, система социально-нравственных ценностей, эстетических ценностей и ценностей познания. Авторами разработана предметно — средовая модель поддержки взаимодействия воспитанников дошкольных учреждений, родителей и педагогов.
В программе описано тематическое планирование взаимодействия, его содержание, формы и методы работы с детьми и родителями, в частности циклы семейных гостиных и занятий детско-родительского клуба.
Содержание программного материала подобрано по тематическим блокам:
- «Мой мир и моя судьба»
- «Семейные традиции»
- «Годовой цикл праздников»
- «Святые наши имена»
- «Прогулки в Царицыно»
- «Мы едем смотреть Родину»
- «Общечеловеческие ценности»
Содержание программы распределено на содержание работы с детьми и работы с родителями.
Эффективность работы оценивается с помощью системы мониторинга:
- психолого-педагогическая диагностика сформированности ценностных ориентиров;
- мониторинг социально-нравственной и патриотической воспитанности;
- мониторинг педагогической культуры и компетентности родителей и сотрудников детского сада;
- анкетирование родителей на предмет удовлетворённости результатами взаимодействия с детским садом.
- О. И. Давыдова, А. А. Майер. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями
В пособии раскрыты особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей с позиции компетентностного подхода. Представлен критический анализ возможностей традиционных форм работы с семьями воспитанников, разработаны ориентиры интенсификации и повышения эффективности в работе с семьей.
Компетентностный подход проектирует оптимальное взаимодействие в системе «педагоги-родители-дети»:
— на семьи воспитанников: через ребёнка, коллектив педагогов, другие семьи, социум в целом;
— на ребёнка: через отдельную семью, семьи воспитанников, коллектив педагогов, сообщество сверстников, социум;
— на педагогов: через отдельную семью, семьи воспитанников, ребёнка, детское сообщество.
В качестве перспектив работы с семьями выделяют два направления:
- Преодоление противоречий – формализма, кризиса доверия, внешней активизацией работы с семьей, несовпадение позиций ( нет общей цели в воспитании детей);
- Формирование новой философии работы с семьёй, направленной на перестройку несоответствия потребностей и возможностей детского сада и семьи.
Содержание работы с семьей направлено на формирование у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития.
Особое внимание отводится интеракции как ведущему направлению в расстановке акцентов сотрудничества педагогов и родителей (мастер-классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультирование специалистов, практикумы-семинары и т.д.)
В главе 4 представлены традиционные технологии работы ДОУ с семьей под углом компетентностного подхода.
Данное пособие позволяет по – новому взглянуть на процесс взаимодействия ДОУ и семьи с позиции равноправных, паритетных и равноактивных отношений, в которых чётко определены позиции участников воспитания детей:
— детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;
— родители являются первыми педагогами ребёнка.
- Майданкина Н.Ю. Палитра: взаимодействие сельского малокомплектного детского сада с социальными партнёрами: методическое пособие.
В программе раскрыты принципы взаимодействия сельского малокомплектного детского сада с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнёрства (открытость, культурологический принцип, средовой, принцип сотрудничества, системности региональный подход,).
Цель – создание условий для функционирования открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценное гармоничное психическое и духовное развитие ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста по основным направлениям развития: социально-личностному, физическому, познавательно-речевому, художественно-творческому.
Представлено содержание, формы и методы взаимодействия сельского малокомплектного детского сада с социальными партнёрами:
- Сотрудничество со спортивно-оздоровительными учреждениями;
- Сотрудничество с творческим муниципальным объединением;
- Сотрудничество с родителями воспитанников.
Представлен диагностический комплекс для организации взаимодействия сельского малокомплектного детского сада с социальными партнёрами:
— методика обследования социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста;
— методика диагностики родителей воспитанников в процессе взаимодействия с сельским малокомплектным детским садом;
— методика диагностики педагогов дошкольного учреждения для организации взаимодействия сельского малокомплектного детского сада с учреждениями и родителями в рамках социального партнёрства.
Представлена программа «Колокольчик», идея которой открытость дошкольного образовательного учреждения для создания единого образовательного пространства детства, обеспечивающего полноценное гармоничное психическое и духовное развитие ребёнка в условиях сельского малокомплектного детского сада. Даны образовательные материалы для работы с родителями.
Таким образом, содержание базовых и парциальных общеобразовательных программ дошкольного образования решает задачи физического развития дошкольников, формирования у них культуры здорового образа жизни, а также решаются задачи педагогического просвещения родителей по данной проблеме. Для передачи знаний детям и родителям используются традиционные формы и методы взаимодействия, что не в полной мере соответствует
Инновацией данного проекта является единство и координация усилий всех участников образовательного процесса к воспитанию подрастающего поколения и использование активных форм их взаимодействия (совместные спортивные праздники, соревнования, мастер-классы, практикумы, тренинги), а также использование информационно-коммуникационных технологий, что позволяет воздействовать на сознание, чувства и поведение родителей и способствует повышению компетентности родителей.
- Методика обследования
Обследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР – детского сада № 242 «Садко» . В эксперименте приняли участие воспитанника старших и подготовительных к школе групп.
Цель:
- Выявить уровень физической подготовленности детей.
- Выявить уровень представлений детей о здоровом образе жизни.
- Выявить уровень компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Для выявления уровня физической подготовленности детей и уровня представлений детей о здоровом образе жизни проводилась комплексная диагностика по определению уровня развития основных движений воспитанников и формирования начальных представлений о здоровом образе жизни
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- Знает о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
- Знает о значении двигательной активности в жизни человека.
- Умеет использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
- Знаком с понятием «активный отдых».
- Знает о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
- Знает о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Физическое развитие
- Определение степени владения правильной ходьбой
- Обследование бега: 30м (со старта)
Средние показатели скорости бега на 30 м (со старта)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 7 лет |
мальчики | 6.43 – 6.57 |
девочки | 6.93 – 7.07 |
- Обследование выполнения прыжка: в длину с места
Уровень развития прыжка в длину (с места)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 7 лет |
мальчики | 87,7 – 118,5 |
девочки | 84,8 – 112,2 |
- Выявление уровня развития метания на дальность
Средние показатели дальности метания малого мяча, м
(данные Л.И. Пензулаевой)
Возраст | 7 лет |
мальчики | 10.2 – 16.2 |
девочки | 5.5 – 8.5 |
Оценка результатов:
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (баллах):
1 балл – знания, умения, навыки слабо сформированы.
2 балла – знания, умения, навыки сформированы частично.
3 балла – знания, умения, навыки хорошо сформированы.
Результаты обследования заносятся в таблицу, подсчитывается общее количество баллов.
№ | Фамилия, имя ребенка | Представления о здоровом образе жизни | Физическая культура | Уровень развития | ||||||||
Ходьба | Бег 30м | Прыжки в длину с места | Метание мяча на дальность | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
1 | ||||||||||||
2 |
Интерпретация полученных данных:
Низкий уровень – от 10 до 14 балла
Средний уровень – от 15 до 24 баллов
Высокий уровень – от 25 до 30 баллов
С целью определения уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей проведено анкетирование, участниками которого стали родители воспитанников нашего учреждения.
В ходе анкетирования родителей нас интересовало:
- Как они оценивают здоровье ребенка?
- Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей?
- Что (или кто) является источником получения информации о возможностях физического, психического развития и оздоровления ребенка?
- Каков образовательный запрос родителей в данной области.
- Входная диагностика
- Результаты диагностики физического развития показали, что 12 % детей имеют низкий уровень развития основных видов движения, у 68 % детей был средний уровень и у 20 % высокий уровень.
Рисунок 1
Уровень развития интегративного качества «Физическое развитие»
на начало учебного года
- Результаты диагностики представлений детей о здоровом образе жизни показали, что 10 % детей имеют низкий уровень, у 83 % детей был средний уровень и у 7 % высокий уровень.
Рисунок 2
Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни
на начало учебного года
- Анализ ответов родителей показал, что 56% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее. Оценка родителей иногда не совпадает с реальным положением дел. Основными причинами заболеваний ребенка родители считают «слабый иммунитет» и «адаптацию к дошкольному учреждению». Среди других причин заболеваний мы увидели такие, как «переохлаждение на прогулке», «недостаточную закаленность ребенка», «контакты с больными», «сквозняки», что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями.
Анализ показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. Кроме того, мы не увидели должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, что, безусловно, является не менее важными условиями, определяющими здоровье ребенка-дошкольника.
Таким образом, дошкольная организация должна объединить и обеспечить взаимодействие всех субъектов образования с позиции компетентностного подхода. Это новый уровень отношений родителей и педагогов, который характеризуется активностью семьи, проявлением сознательной позиции родительства, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Взаимодействие с родителями должно способствовать
- Обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи.
- Повышению компетентности родителей.
- Оказанию помощи семье в воспитании и образовании ребенка.
- Привлечению родителей к участию в образовательной деятельности ДОО.
13.Направления работы, этапы, планирование
№ этапа | Основные направления деятельности | Сроки | Ответственные |
1
Э |
1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.
2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с родителями.
|
сентябрь | Заместитель заведующей по УВР, инструкторы по физическому воспитанию, воспитатели |
2
Э |
1. Разработка методических материалов для педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и детьми с целью охраны и укрепления здоровья.
2. Апробация методических материалов |
октябрь
— май |
Заместитель заведующей по УВР, инструкторы по физическому воспитанию, воспитатели. |
3
Э |
3. Обработка и оформление материалов педагогического проекта.
4. Оценка эффективности реализации педагогического проекта.
|
июнь
|
Заместитель заведующей по УВР, инструкторы по физическому воспитанию, воспитатели. |
- Описание работы.
Взаимодействие ДО с семьёй по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей осуществлялось по следующим направлениям:
- Информационно-аналитическое.
Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличии у родителей необходимых педагогических знаний. С учётом полученных данных планировалось дальнейшее грамотное общение с родителями. Нами использовались такие формы работы как анкетирование, наблюдение, беседа.
- Образовательное (познавательное) направление.
Образовательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, знакомить с методами и приёмами воспитания.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации, семинары и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение: это общение на основе диалога, открытости, искренности.
- Информационное направление включает формы работы, демонстрирующие условия, содержание и методы воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов и учреждения в целом.
Значимость взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и образования дошкольников осуществляется через газету детского сада под названием «Садко». В процесс создания газеты включены все участники образовательного процесса. Освещается информация о прошедших мероприятиях, специалисты освещают вопросы, актуальные на данный момент, родители делятся своим опытом.
- Интерактивное (досуговое) направление включает в себя формы работы, призванные устанавливать тёплые неформальные отношения между родителями, педагогами, детьми. Многие спортивные мероприятия стали традиционными в нашем учреждении. Ведь традиции способствуют развитию чувства сопричастности, помогают ребенку освоить ценности коллектива.
План взаимодействия с родителями
№ | Формы работы | Цель мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 1.Анкетирование
родителей. 2.Анкетирование детей. |
Выявление категорий
семей и определение направлений дальнейшей работы |
Сентябрь | Зам. зав. по УВР
Педагог -психолог Воспитатели |
2 | Семинар-практикум для родителей по теме «Здоровое питание детей» (приложение 1)
|
Формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
|
Октябрь | Воспитатель |
3 | Спортивный праздник, посвящённый дню пожилого человека «Супер-бабушки» (приложение 2) | Пропаганда здорового образа жизни и спорта для людей любого возраста;
формирование доброго, уважительного отношения к старшему поколению. |
Октябрь | Воспитатели
Инструктор по Физическому воспитанию |
4 | Физкультурный досуг для родителей и детей «Путешествие по радуге здоровья» (приложение 3) | Формировать у детей и родителей осознанное отношение к здоровому образу жизни, воспитывать потребность в сохранении и укреплении здоровья. | Ноябрь | Воспитатель |
5 | Мастер-класс «Каждый ребенок может многого достичь»
(приложение 4) |
Познакомить родителей с эффективными способами взаимодействия с детьми при формировании адекватной самооценки ребенка. | Ноябрь | Педагог-психолог |
6 | Спортивный праздник «Зимушка-зима» (приложение 5)
|
Укрепление внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков совместного проведения семейного отдыха в активной форме. | Декабрь | Воспитатели
Инструктор по Физическому воспитанию |
7 | Семинар-практикум «Народная подвижная игра как средство здоровьесбережения и всестороннего развития детей» (приложение 6) | Ознакомление родителей воспитанников с народной подвижной игрой, как средством укрепления и сохранения здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. | Январь | Воспитатели |
8 | Спортивный праздник «Наши папы всех сильнее» (приложение 7) | Укрепление внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков совместного проведения семейного отдыха в активной форме. | Февраль | Инструктор по
Физическому воспитанию Воспитатель
|
9 | Тренинг
«Воспитание без любви» (приложение 8)
|
Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. | Февраль | Педагог-психолог |
10 | Спортивный праздник «Мамули- красотули» (приложение 9) | Укрепление внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков совместного проведения семейного отдыха в активной форме. | Март | Инструктор по
Физическому воспитанию |
11 | Спортивный праздник «Папа, мама, я –спортивная семья» (приложение 10) | Укрепление внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков совместного проведения семейного отдыха в активной форме. | Апрель | |
12 | Военно-патриотическая игра «Зарница» (приложение 11) | Формирование личностных установок ребенка на здоровый образ жизни; укрепление резервов здоровья, физического и психического развития воспитанников; нравственно-патриотическое воспитание. | Май | Воспитатели
Инструктор по Педагог-психолог |
13 | Дискуссия.
«Привычки наших детей» (приложение 12)
|
Актуализация проблемы и объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования у детей полезных привычек; формирование негативного отношения к вредным привычкам. | Май | Педагог-психолог |
14 | Игра — путешествие ко Дню защиты детей – «Здоровое детство» (приложение 13)
|
Пропаганда здорового
образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту, создать атмосферу всеобщего праздника, доставить радость детям и взрослым от совместной деятельности. |
Июнь | Воспитатели
Инструктор по
|
15 | Мастер-класс по организации досуга для детей старшего дошкольного возраста и родителей
«Весёлые игры и затеи о здоровье для родителей и детей» (приложение 14) |
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей и взрослых. | ||
16 | Спортивный праздник. Закрытие малых летних Олимпийских игр. (приложение 15) | Повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых. | Август | Родительский
комитет Инструктор по физо |
17 | Выпуск тематических газет
Оформление развивающей физкультурно-оздоровительной среды. |
Пропаганда здорового образа жизни | В течение года | Родители
Воспитатели Инструктор по физо |
- Заключительная диагностика
Цель: оценка эффективности разработанных методических материалов, направленных на повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Задача: выявить динамику уровня физического развития детей, уровня представлений детей о здоровом образе жизни и уровень сформированности компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
На данном этапе использовался тот же диагностический материал.
Результаты итоговой диагностики:
Рисунок 3
Уровень физического развития на конечном этапе эксперимента
Рисунок 4
Уровень знаний детей о здоровом образе жизни на конечном этапе эксперимента
- Сравнительный анализ результатов
Рисунок 5
Уровень физического развития
Рисунок 6
Уровень знаний детей о здоровом образе жизни
Таким образом, на контрольном этапе мы видим значительную динамику в физическом развитии детей и знаниях детей о здоровом образе жизни, что является следствием практической реализации знаний, полученных родителями в процессе реализации проекта.
Следовательно, применение данной методической разработки является эффективным.
- Отчет по проекту
Разработаны методические материалы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Практическим путем доказана эффективность использования разработанного материала, что позволяет добиться высоких результатов:
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
- Повышение уровня физического и психического здоровья детей.
- Результат проекта
Конспекты мероприятий, направленные на повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.